Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.
Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Одной из важнейших статей законодательства РФ ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Основы) является статья 19, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:
Каждый имеет право на медицинскую помощь.
- Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для зашиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации
Выступая в качестве пациента, человек получает медицинскую помощь, то есть действия, имеющие своей целью восстановление или улучшение его здоровья.
- Право на уважительное и гуманное отношение персонала.
Казалось бы, избитая фраза, в половине законодательства Российской Федерации говорится о праве человека на уважительное и гуманное обращение, однако до сих пор такая позиция отношения к любому человеку не стала для нас «библейской заповедью».
- Право на выбор врача с учетом его согласия.
Законодатель не случайно заложил при реализации этого права пациентом возможность врача при определенных условиях отказаться от лечения пациента. Объясняется это достаточно просто: одной из особенностей медицинской услуги является то, что результат ее может быть достигнут только при взаимодействии сторон и доверительном отношении между ними - то, что сами врачи называют «терапевтическим сотрудничеством». Если же этого сотрудничества не возникло (не получилось установить), должен быть механизм и условия для смены лечащего врача.
В ноябре 1994 года на 4-ой конференции Ассоциации врачей России был принят документ «Этический кодекс российского врача». Понятно, что большинство клиник не входят в ассоциацию, но знать позицию врачебного сообщества по тем или иным вопросам иногда полезно. В частности, относительно права врача отказаться от работы с пациентом говорит статья 7 названного документа: врач имеет право отказаться от работы с пациентом:
- если чувствует себя недостаточно компетентным, нс располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
При этом в обязательном порядке врач должен перепоручить (перенаправить) пациента другому специалисту.
Таким образом, право пациента на выбор врача не абсолютно. При этом нужно помнить еще одну вещь: договор на оказание платных медицинских услуг, подписываемый с пациентом, носит публичный характер, то есть заключается с каждым, кто приходит в вашу клинику с просьбой о предоставлении медицинской услуги и готов ее оплатить.
- Право на обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям.
Подтверждением для пациента того, что никакой опасности для его здоровья с точки зрения санитарии нет, является санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности.
- Право на проведение по просьбе пациента консилиума.
- Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента.
Режим сведений (то есть допустимые действия), составляющих врачебную тайну, определен в ст. 13 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 323) По общему правилу разглашение врачебной тайны
не допустимо (причем, заметьте - даже сведений о факте обращения за медицинской помощью). С разрешения пациента допускается передача сведений другим гражданам, а также в целях проведения исследований, опубликования научных статей. Закон уточняет, в какой форме должно быть выражено разрешение - медицинская организация обязана взять письменное согласие на передачу данных третьим лицам (причем указать в документе конкретных лиц, которым могут передаваться сведения, составляющие врачебную тайну), а при передаче этих сведений обязательно спрашивать документ, удостоверяющий личность.
Исключением, то есть, ситуациями, когда сведения могут быть переданы без согласия пациента, являются:
1) проведение медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в случаях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в случаях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
- Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Информированное согласие - важнейшая гарантия прав пациента и интересов медицинского учреждения. Пациент до начала медицинского вмешательства имеет право знать о:
- Поставленном диагнозе.
- Целях, методах диагностики и лечения.
- Возможных вариантах лечения.
- Рисках каждого из вариантов и последствиях.
- Ощущениях во время оказания медицинской помощи.
- Предполагаемых результатах лечения (прогнозах).
- Рекомендациях, которые необходимо соблюдать для сохранения достигнутого результата.
- Право па отказ от медицинского вмешательства.
Причем, отказаться в любой момент, на любом этапе лечения. Это его ПРАВО. Обязанность МО в этом случае - доступно рассказать о последствиях отказа, с тем, чтобы пациент сделал свой выбор осознанно.
- Право на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация об их здоровье.
Право на получение информации о состоянии своего здоровья обсуждению не подлежит - «здоровье МОЕ и я хочу знать, что вы с ним собираетесь делать, и что вообще с ним происходит». Речь идет о том, что на приеме врач обязан донести до пациента суть возникшего заболевания, варианты его лечения, их последствия, а также последствия отказа от лечения.
- Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
- Право пациента получить медицинскую документацию, копию медицинской карты либо выписку из нее (выписной эпикриз).