БУ РК "Яшалтинская районная больница"

Права пациента

Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Одной из важнейших статей законодательства РФ ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Основы) является статья 19, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

Каждый имеет право на медицинскую помощь.

  1. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для зашиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации

Выступая в качестве пациента, человек получает медицинскую помощь, то есть действия, имеющие своей целью восстановление или улучшение его здоровья.

  1. Право на уважительное и гуманное отношение персонала.

Казалось бы, избитая фраза, в половине законодательства Российской Федерации говорится о праве человека на уважительное и гуманное обращение, однако до сих пор такая позиция отношения к любому человеку не стала для нас «библейской заповедью».

  1. Право на выбор врача с учетом его согласия.

Законодатель не случайно заложил при реализации этого права пациентом возможность врача при определенных условиях отказаться от лечения пациента. Объясняется это достаточно просто: одной из особенностей медицинской услуги является то, что результат ее может быть достигнут только при взаимодействии сторон и доверительном отношении между ними - то, что сами врачи называют «терапевтическим сотрудничеством». Если же этого сотрудничества не возникло (не получилось установить), должен быть механизм и условия для смены лечащего врача.

В ноябре 1994 года на 4-ой конференции Ассоциации врачей России был принят документ «Этический кодекс российского врача». Понятно, что большинство клиник не входят в ассоциацию, но знать позицию врачебного сообщества по тем или иным вопросам иногда полезно. В частности, относительно права врача отказаться от работы с пациентом говорит статья 7 названного документа: врач имеет право отказаться от работы с пациентом:

- если чувствует себя недостаточно компетентным, нс располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

При этом в обязательном порядке врач должен перепоручить (перенаправить) пациента другому специалисту.

Таким образом, право пациента на выбор врача не абсолютно. При этом нужно помнить еще одну вещь: договор на оказание платных медицинских услуг, подписываемый с пациентом, носит публичный характер, то есть заключается с каждым, кто приходит в вашу клинику с просьбой о предоставлении медицинской услуги и готов ее оплатить.

  1. Право на обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям.

Подтверждением для пациента того, что никакой опасности для его здоровья с точки зрения санитарии нет, является санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности.

  1. Право на проведение по просьбе пациента консилиума.
  2. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента.

Режим сведений (то есть допустимые действия), составляющих врачебную тайну, определен в ст. 13 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 323) По общему правилу разглашение врачебной тайны

не допустимо (причем, заметьте - даже сведений о факте обращения за медицинской помощью). С разрешения пациента допускается передача сведений другим гражданам, а также в целях проведения исследований, опубликования научных статей. Закон уточняет, в какой форме должно быть выражено разрешение - медицинская организация обязана взять письменное согласие на передачу данных третьим лицам (причем указать в документе конкретных лиц, которым могут передаваться сведения, составляющие врачебную тайну), а при передаче этих сведений обязательно спрашивать документ, удостоверяющий личность.

Исключением, то есть, ситуациями, когда сведения могут быть переданы без согласия пациента, являются:

1) проведение медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в случаях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в случаях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

  1. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Информированное согласие - важнейшая гарантия прав пациента и интересов медицинского учреждения. Пациент до начала медицинского вмешательства имеет право знать о:

  • Поставленном диагнозе.
  • Целях, методах диагностики и лечения.
  • Возможных вариантах лечения.
  • Рисках каждого из вариантов и последствиях.
  • Ощущениях во время оказания медицинской помощи.
  • Предполагаемых результатах лечения (прогнозах).
  • Рекомендациях, которые необходимо соблюдать для сохранения достигнутого результата.
  1. Право па отказ от медицинского вмешательства.

Причем, отказаться в любой момент, на любом этапе лечения. Это его ПРАВО. Обязанность МО в этом случае - доступно рассказать о последствиях отказа, с тем, чтобы пациент сделал свой выбор осознанно.

  1. Право на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация об их здоровье.

Право на получение информации о состоянии своего здоровья обсуждению не подлежит - «здоровье МОЕ и я хочу знать, что вы с ним собираетесь делать, и что вообще с ним происходит». Речь идет о том, что на приеме врач обязан донести до пациента суть возникшего заболевания, варианты его лечения, их последствия, а также последствия отказа от лечения.

  1. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
  2. Право пациента получить медицинскую документацию, копию медицинской карты либо выписку из нее (выписной эпикриз).